Математический монстр
Математическая
тревожность — это чувство напряжения, опасения или страха, которые препятствуют
решению математических задач. Согласно исследованию группы ученых из
Университета Чикаго, математическая тревожность связана не просто с отсутствием
способностей к этому предмету. Ученые доказали, что у людей, имеющих подобные
проблемы с математикой, страх возникает уже только при одной мысли о том, что
придется производить какие-то вычисления.
При этом в мозге активизируются те же участки, что и при возникновении
физической боли.
Исследование
медицинской школы Стэнфордского университета подтвердило, что повышенная
активность в правой миндалине мозга (отвечает за негативные эмоции, в том числе
страх) напрямую снижает способность к числовым операциям. Пока мы боремся со
страхом, также снижаются возможности рабочей памяти, которая собирает
информацию, необходимую для решения задачи.
Таким образом, налицо
все признаки классической тревожности, сопровождаемые выбросом адреналина и
невротической реакцией на физиологическом уровне. Руки трясутся, лицо краснеет,
зубы постукивают, во рту пересохло — ну и как в таком состоянии можно решать
уравнение?
6 признаков математической тревожности
1. Необычайное
волнение, возникающее при мысли об уроке математики и во время выполнения
математических заданий;
2. Пассивное поведение
— ребёнок одновременно очень боится допустить ошибку и думает, что
математика приносит слишком много негативных эмоций, поэтому даже не хочет
пробовать ей заниматься;
3. Чувство одиночества
— ученику кажется, что он единственный, кто не может найти правильное решение
задачи;
4. Чувство постоянства
— ребёнок думает, что ему не дается математика от рождения, и это никогда не
изменится;
5. Недостаток
уверенности — учащийся рассчитывает, что кто-то сделает за него домашнее
задание, потому что у него может получиться самостоятельно;
6. Внезапная паника в
классе, которая возникает, когда учитель просит ответить на вопрос, а также во
время написания контрольных.
Откуда берётся математическая тревожность?
Исследователи все ещё
не нашли однозначного ответа на этот вопрос. В первую очередь, появление
математической тревожности связывают с негативными установками, которые
передают детям родители и учителя. «Если родители говорят о математике как о
чём-то сложном и незнакомом, дети начинают так её воспринимать», — считает профессор Орли
Рубинштейн из Хайфского университета. Кроме того, на учеников оказывается
сильное давление в связи с тем, что задачи необходимо решать быстро, а работа в
условиях ограниченного времени — безусловно, стресс.
Математическая
тревожность также может возникнуть из-за личностных особенностей ребёнка: если
ему свойственны низкая самооценка, неуверенность в себе, боязнь публичных
выступлений, то шансы повышаются.
Кристо Коеци, «Пифагор».
(источник: WikiArt)
Несколько советов для родителей и учителей
§
Принимайте более активное участие в образовании вашего ребёнка.
§
Создавайте позитивный образ изучаемого предмета.
§
Не акцентируйте внимание на правильном ответе при решении задач. Важнее
понимание процесса, метода и концепций.
§
Используйте различные методики обучения.
§
Дайте понять, что успехи в математике не должны влиять на самооценку.
Немає коментарів:
Дописати коментар